Самоанализ профессиональной деятельности

Педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 р.п. Атиг работает над темой «Пути повышения эффективности работы школы как залог продвижения к качественному образованию» Цель работы – повысить качество обучения учащихся за счет освоения технологий, обеспечивающих творчество и успешность самостоятельной работы каждого ученика.
Множество образовательных технологий дают возможность каждому учителю плодотворно использовать в своей работе наиболее интересные и подходящие для него методики. В своей профессиональной деятельности я стараюсь   помогать развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Работаю над методической темой «Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока.", одним из направлений  которой является " Применение проектных технологий в обучении". Цель работы: создать условия для повышения  качества обучения учащихся за счет освоения технологий, обеспечивающих творчество и успешность самостоятельной работы каждого ученика      
В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса (презентации,   моделирование),
• для индивидуализации ученого процесса,
• для организации коллективной и групповой работы (проекты),
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
  Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:
• учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
• приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
• учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
• приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.
 Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. В нашей школе, совместно с учителями биологии, истории, физики  реализованы проекты «Рождение полноценного здорового поколения – проблема общества – проблема человечества» (в 11 классе),  "Волновая природа света" (в 9 классе) -работа, занявшая  призовое место на районном конкурсе проектов; "Династия Демидовых и её вклад в развитие Сергинских  заводов", другие.
Как учитель – предметник, принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей информатики: выступаю с докладами, даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия, до 2009 года являлась руководителем районного методического объединения  учителей информатики. На уровне района в августе 2009 года выступала на семинаре учителей математики и информатики с докладом «Подготовка учащихся к сдаче экзамена по предмету в форме ЕГЭ »
На августовской районной конференции учителей в 2008 году выступала с докладом «Проектная деятельность с использованием ИКТ и Интернет - технологий».
В октябре 2010 года проводила мастер-класс «Путешествие по Интернету» в рамках районного семинара учителей информатики и руководителей методических объединений школ района. Ежегодно провожу школьные олимпиады по информатике, в 2010 году учащиеся пробуют свои способности и участвуют в VII Международной олимпиаде по информатике, а также по физике, истории, обществознанию, математике, русскому языку, английскому языку.   
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:
• разнообразный вид деятельности на уроке;
• индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
• активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
• использование метода проектов;
• обобщение и систематизация информации.
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
Работа над проектом строится следующим образом:
1) Учитель вместе с учащимися определяет актуальную проблему, над которой будут работать ребята индивидуально или в группах;
2) Учащиеся составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения;
3) Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации;
4) Подведение итогов работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи;
5) Подготовка защиты проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера;
6) Презентация проекта (защита): представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.
Таким образом, работа школьников над проектом требует от них:
• Умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов;
• Навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.
 Многие ученики в старших классах интерес к информатике  связывают с выбором будущей профессии (программист, экономист, бухгалтер и др.). Считаю, что разработанная мною система работы дает неплохие результаты, позволяя строить образовательный процесс на осмысленности и целенаправленности.
В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах проектов на школьном и других уровнях и добиваются определенных успехов.
 В 2007 году ученик 11 класса Насретдинов Даниил представил свой проект «Династия Демидовых и её вклад в развитие Нижнесергинских заводов» в рамках областного конкурса мультимедийных презентаций, занял 1 место на уровне района, получил свидетельство участника областного конкурса, награждён грамотой.
 Можно говорить о положительном решении проблемы удовлетворения образовательных потребностей отдельных учеников, с отличающимися возможностями или склонностями.
  Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен. (Данные представлены в презентации « Применение проектных технологий в обучении» на вкладке «В спорах рождаются истины» и проиллюстрированы диаграммами).
   Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере) и др. Построенная система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать хорошие результаты.
  Залог плодотворной деятельности учителя и школы в целом во многом зависит от психологической атмосферы в коллективе. Считаю наш коллектив сплоченным, профессионально компетентным. Как учитель информатики стараюсь помочь своим коллегам в применении новых информационных технологий в учебном процессе. Общительность, нормальный уровень эмпатийности позволяют мне достаточно легко находить общий язык с коллегами, учениками и их родителями. Возникновение конфликтных ситуаций считаю неприемлемыми в работе учителя.
  Считаю необходимым поддерживать уровень профессионального роста.
  В своей профессиональной деятельности я вижу больше положительных моментов, но имеются и трудности: я считаю, что количество часов, отведенных на изучение предмета информатики , недостаточно для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач. На уроках информатики я сталкиваюсь с проблемой нерационального использования времени, отведенного на компьютерный практикум из-за нехватки рабочих мест для учащихся.
  Несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить. Важной задачей также является подготовка выпускников к экзаменам.Существует минимальный набор знаний и умений, необходимый выпускнику для успешной сдачи экзамена. Необходимо иметь представление о характеристиках устройств персонального компьютера, уметь составлять алгоритмы, знать хотя бы один язык программирования, уметь выполнять арифметические действия над числами в заданной системе счисления, знать логические основы компьютера и алгебру логики. В основу экзаменационных задач по Информатике и ИКТ положены рекомендованные Минобразованием России базовые модули курса информатики для средней школы, которые связаны как с изучением теоретических основ информатики, так и с формированием у обучаемых алгоритмического мышления. В основном это объясняется следующими соображениями. Во-первых, содержание базового курса является единым для всех регионов РФ, не зависит от степени оснащенности школ средствами вычислительной техники и позволяет проводить экзамен в письменной форме. Это обеспечивает равные условия для всех выпускников  и объективность оценки их знаний. Во-вторых, алгоритмизация учит логическим рассуждениям и формирует навыки структурирования и формализации проблем при решении практических задач. Вступительный экзамен, в конечном итоге, должен оценивать не столько наличие практических навыков работы с компьютером, сколько общие интеллектуальные способности выпускника, его умение логически мыслить. Данное требование, помимо наличия базовых знаний, является необходимым условием для обучения в школе. В-третьих, успешное освоение современных информационных технологий предполагает наличие соответствующей технической базы, которая в настоящий момент в некоторых школах не на должном уровне, поэтому практические навыки работы с компьютером пока еще не могут выступать в качестве универсального критерия оценки знаний выпускника.
Успех подготовки к экзамену по информатике зависит  от того, насколько верно подобрана литература для занятий, учебники. За последние годы выпущено значительное количество литературы по вопросам информационным технологий. Каждая из этих книг с той или иной степенью полноты раскрывает содержание соответствующих разделов программы курса, поэтому ограничиваться на уроках, при подготовке к экзамену только каким-либо одним пособием нецелесообразно. В школе существует система подготовки к экзаменам, которая предполагает систему дистанционного обучения, дистанционного диагностирования, консультации с учителем-предметником, участие в олимпиадах, конкурсах, т.е. всестороннюю подготовку. Результаты ЕГЭ по информатике представлены на диаграмме.
            На сегодняшнем этапе развития информатизации техническое оснащение школы достигнуто до своего минимального предела. Дальнейшая наша работа заключается:
- в пополнении образовательного учреждения новым оборудованием в ногу со временем, в ногу с развитием современных технологий;
- замена старого компьютерного оборудования на новое;
- обучение педагогических кадров работе на современном оборудовании.
            Если рассмотреть более детально понятие информационная культура, провести параллель между обычной грамотностью (в смысле умения читать и писать) и культурой, то можно сделать вывод, что просто грамотного человека еще нельзя считать культурным. Культура-это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении. В русском языке понятие культуры - это высокий уровень знаний в одной из областей науки, техники или культуры; высокое развитие, умение. Что же получается, исходя из выше сказанного? Возможно ли в короткий срок и не на профессиональной основе овладеть всем тем, что позволит членам нашего общества свободно и грамотно пользоваться информационными потоками, которые окружают нас. Ответ однозначен: формирование информационной культуры - это длительный процесс, требующий профессионального подхода к реализации данной задачи. Учитель - это профессионал, который знает когда, какую и в каком виде нужно изложить информацию, чтобы она была понятна пользователям этой информации. Именно поэтому современная школа является основой для становления информационного общества в нашей стране.  
          Результаты деятельности.



Афоризм пятый:

Работа учителя - лучшая школа жизни.

                          К.Кушнер